Трава

заросший участок

Весна всегда начиналась с дороги на дачу. Стоило лишь дождаться, когда солнце наберётся достаточно сил, чтобы попытаться подсушить непролазную грязь в лесу. Первые короткие вылазки совершали бабушка с дедом. Они пробирались по дрогнувшим уже сугробам, выискивая прошлогодние тропки. Затем наступала моя очередь. К этому моменту бабушка, казалось, наводила порядок не только в маленьком дощатом домике, но и во всём лесу.

Старые диваны покрывали выбитые от зимней пыли одеяла. Под древними соснами лежали аккуратные ковры хвои, шишек и молодой травы. Из деревянного холода выгонялись пауки. В тёмных верхушках деревьев робко прочищала горло сонная ещё кукушка.

Во всём моём мире в один момент становилось тепло и светло. Утренний подъём в школу совершался теперь гораздо легче. Я просыпался от того, что бабушка выходила из квартиры с ведром — ждать мусорную машину. Я лежал пару минут, представляя, как она стоит в открывающем вместе со мной глаза рассвете, с другими такими же женщинами, по инерции кутающимися в тёплые платки и вскакивал, не дожидаясь, когда сон потащит меня обратно.

Однажды школа заканчивалась на бесконечные три месяца, и мы шли на дачу с большими запасами еды и вещей.
Лес от дачного посёлка отделял длинный деревянный мост с шаткими перилами. Мост подпирали шпалы. «Почему шпалы?» — думал я, — «до железной дороги больше часа ходьбы. Кругом беспросветная чаща с узкими тропинками. Какой великан принёс сюда шпалы?» Под мостом бежал узкий ручеёк, казавшийся жёлтым от песка, который он омывал. Последней значимой встречей на нашем пути был поваленный исполин, которому нужно было поклониться, чтобы пройти дальше.

В домике висели часы-ходики. Они были сделаны в виде избушки, с нарисованными на ней медведями в лесу, под часами свисала тяжёлая металлическая гиря на длинной цепочке. Бабушка выставляла правильное время, поворачивая чёрные стрелки и заводила часы, поднимая гирю наверх. Лето начиналось.

Целых два густых куста гороха были в моём личном распоряжении. Я обрывал зелёные стручки и сразу же отправлял горошины в рот. Мимо пролетела пчела. За ней ещё одна. Я рассеянно отмахивался, рассыпая свою драгоценность. Пчёл становилось всё больше, я поднял голову и увидел, как мне показалось, тёмное облако, опустившееся на землю. «Корабль пришельцев!» — с восторгом подумал я. По соседнему участку метался инопланетянин. Голова у него была прямоугольная, вместо рук были клешни, которыми он смешно размахивал. Вокруг него целым роем кружили пчёлы. За моей спиной что-то встревоженно закричала бабушка. Я повернул голову и увидел, как дед спешно разводит костёр, кидая в огонь сырую траву и компост. Тёмное облако атаковало. Тысячи пчёл, сбежавших от непутёвого пасечника, окутали нас.

— Беги в дом! — кричала мне бабушка. Я закашлялся. Пчёлы отважно бросались в битву с густым, едким дымом и горстями падали, вяло шевелясь на земле. Сверкая босыми пятками, я бросился в ту сторону, где должен был стоять наш домик. В обе ноги впились раскалённые угли, хотя костёр горел далеко от меня. Я громко зарыдал и повалился на землю. Очнулся я, когда бабушка уже достала последнее жало из моей чёрной пятки. Костёр погас, дым рассеялся, в дачном посёлке, взбудораженом, словно те самые ульи, снова наступал мирный вечер. Слышно было только, как дед громко костерит инопланетянина. Он оказался нашим привычным соседом, когда снял свою пчелиную шляпу и перчатки.

Гиря медленно, но неуклонно опускалась. Каждый сантиметр цепочки, появляющийся из корпуса ходиков, означал день разматывающегося пояса лета. Слишком короткого.

От двери, ведущей на чердак, открывался хороший вид на огород. Из маленького окна в противоположной стене была прекрасно видна водонапорная башня и соседские дома. Мы с другом Мишкой лопали арбуз, а потом занимали места на огневых точках и обстреливали невидимых захватчиков косточками. Иногда пули попадали в захватчиков очень даже видимых и мы слышали весёлое бабушкино:
— Эт-то что ещё такое?
Или грубое дедово:
— Засранцы!
Мы смеялись и отползали на середину чердака, где нас никто не мог увидеть.

— А что, если мы не успеем? — спросил я однажды Мишку.
— Чево? — он любил прикидываться простачком.
— Если мы не успеем переделать все летние дела, что тогда?
— Ничего. Доделаешь следующим летом. У меня патроны кончились, надо ещё арбуз поесть.
— Следующим летом будут другие дела. Жаль, что нельзя, как в школе — остаться на второй год за неуспеваемость. Я бы откладывал последнее дело и лето было бы бесконечным. Потом, лет через десять, я стану старым и лето наверняка перестанет меня волновать. Только тогда я позволю ему закончиться, доделав последнее дело.
До конца лета оставалось меньше половины цепочки.

Каждый день я проверял, не спешат ли ходики, не крадут ли драгоценные минуты. Нарисованные медведи смеялись надо мной.

Громко визжала циркулярная пила. Я лежал, скрючившись на диване от боли в животе. Мне казалось, что такая же включенная пила оказалась внутри меня.
— Это всё из-за соседа, ба. Пусть он выключит пилу.
— Коннчно, из-за соседа, — передразнила бабушка, гладя меня по голове. — Он крыжовник опрыскивает. Зачем ты за ним полез? Своих кустов мало?
— У него не такой… Вкуснее  — слабо стонал я, вжимаясь в диван. От него пахло пылью и мотыльками.
День прошёл хорошо. Мы с Мишкой построили шалаш в лесу, пожарили хлеб на костре и соревновались на турнике у озера. Каратист Мишка подтянулся меньше меня. Я уснул и проснулся ночью от тихого стука. Металлическая гиря упала на пол. Лето закончилось.

Я стоял в высокой траве и поражался тому, как мало мы знаем о значении некоторых людей. Раньше здесь всегда было чисто, трава не щекотала мои руки, деревянный сарай не имел наглости заваливаться под тяжестью лет, облокачиваясь на дом. Оказывается, всё это держалось благодаря двум слабеньким старичкам. Каждый год на целых три месяца они дарили мне ещё одну жизнь, уводили в параллельную вселенную. Почему же это стало очевидно только спустя много лет? Почему они сами не сказали мне об этом тогда?
У меня осталась куча незавершённых дел, но лето всё время кончается не вовремя.

Добавить комментарий

